Пресса

10.11.2010 : «Гарантии от шантажа», интервью вице-президента «Транснефти» М. Арустамова

В недалекой перспективе Россия окончательно избавится от угрозы шантажа со стороны стран-транзитеров углеводородного сырья. Как и благодаря чему это произойдет? Когда отечественные сорта нефти будут котироваться на мировом рынке без привязки к ценам на нынешние эталонные бренды? Ответил на эти и другие вопросы первый вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Михаил Михайлович Арустамов.

- Михаил Михайлович, маршрут ВСТО уже доказал свою высокую востребованность. Освоение каких новых месторождений он может стимулировать в обозримой перспективе?

- Этот экспортный маршрут действительно весьма востребован. На нем netback (чистая выручка от продажи нефти за минусом пошлин и транспортных расходов. – Ред.) нефтяных компаний выше, чем на Приморском, а тем более Новороссийском направлениях.

ТС ВСТО уже дала стимул развитию множества малых и средних месторождений, расположенных вдоль трассы нефтепровода. Целый ряд небольших нефтяных компаний с добычей до 1 млн т. сырья в год обратились к «Транснефти» с просьбами о подключении к системе. Так что процесс пошел. Не появись ТС ВСТО, эти месторождения было бы немыслимо разрабатывать ввиду абсолютного отсутствия необходимой инфраструктуры.

Среди крупных месторождений, развитию которых также дан мощный импульс, можно упомянуть Таас-Юряхское, Талаканское, Верхнечонское.

Косвенно мы, кстати, стимулируем разработку и газовых месторождений, поскольку создаем необходимую для этого инфраструктуру – дороги, электроснабжение.

ТС ВСТО способствует прогрессу региона в целом, подстегивает рост его промышленного потенциала. Вот только один пример: мощность линии электропередачи, проложенной в рамках реализации проекта в Якутии, троекратно превышает величину, которая необходима для работы собственно трубопровода. Она сознательно сооружалась на перспективу, с учетом вступления в строй горнообогатительных комбинатов и иных республиканских предприятий.

- По системе Заполярное – Пурпе – Самотлор в ТС ВСТО придет северная нефть. Не скажется ли это на качественных характеристиках сорта «ВСТО»?

- Сейчас точно сказать достаточно сложно, так как ни одной капли нефти этих месторождений мы еще не получили для исследований. Но основываясь на данных нефтяников, полагаем, что значительного ухудшения не произойдет – ведь тяжелые сорта нефти будут смешиваться с газовым конденсатом «Газпрома», и на выходе с НПС «Пурпе» в смеси с Ванкорской нефтью может наблюдаться некоторое увеличение плотности. А по содержанию серы смесь «ВСТО» может даже улучшиться.

- Сорт «ВСТО» уже отлично зарекомендовал себя. В недалекой перспективе он может стать одним из базисных. Что препятствует решению задачи формирования сорта с улучшенными характеристиками на основе смеси, поставляемой на экспорт через Приморск?

- Строго говоря, никто не сможет указать, какие именно факторы играют решающую роль в том, что некий сорт становится индикаторным, маркерным. Думаю, не последнее значение имеют скрытые, даже от глаз экспертов, политические аспекты.

Например, цены на сырье, поставляемое из Черного моря в Средиземное, привязаны к СИФ Августа – НПЗ на Сицилии. Условно говоря, если приобрести это предприятие и начать манипулировать закупкой сырья, то можно влиять на цену нефти, отправляемой из Новороссийска. На Балтике ту же роль играет СИФ Роттердам. Почему дело обстоит именно так, а не иначе? Вопрос риторический...

Тем не менее одним из объективно необходимых условий для того, чтобы сорт котировался сам по себе, а не в привязке к другому, является достаточно внушительный объем продаж. Второе условие – устойчивость качественных характеристик.

Многие мировые эксперты сегодня заявляют, что сорт «ВСТО», чтобы стать базисным для Азиатско-Тихоокеанского региона, должен по объемам поставок дойти до 30 млн т в год при сохранении стабильности качественных характеристик.

Со смесью, поставляемой в Приморск, дело сложнее. У сорта Brent волатильность качественных параметров находится в узком сегменте. А у нашей нефти Urals по ГОСТу, сохранившемуся еще с советских времен, допускаются куда большие их колебания. Очевидно, что необходимо ужесточить требования. Но в реальности сделать это непросто, так как за последние несколько лет ухудшились характеристики нефти, экспортируемой в этом направлении. Это связано с тем, что месторождения Западно-Сибирского региона все больше вырабатываются, следовательно, в сырье растет процентное содержание серы.

Кроме того, увеличивается объем высокосернистой нефти, сдаваемой в систему магистральных нефтепроводов добывающими компаниями Башкирии и Татарстана.

С другой стороны, запуск нового завода «ТАНЕКО» мог бы изменить ситуацию. На первом этапе он сможет перерабатывать 7 млн т нефти с процентным содержанием серы 1,8. А ввод в строй второй очереди предполагает переработку 14 млн т нефти с содержанием серы 2,3–2,7 %.

Соответственно, появится возможность уводить высокосернистое сырье из экспортных потоков на данный НПЗ. Завод окажет заметное влияние на снижение процента серы во всем грузопотоке в западном направлении.

- Но нет ли такой тенденции – забирать из трубопроводной системы на завод сырье более высокого качества, а свое, высокосернистое, напротив, отправлять на экспорт маршрутами «Транснефти»?

- Мы жестко следим, чтобы этого не происходило, поддерживаем четкое соотношение – не допускаем увеличения поставок сернистой западносибирской нефти на НПЗ Башкирии и Татарии, если те, в свою очередь, снижают потребление высокосернистого сырья. Наши специалисты обеспечивают соблюдение правильных пропорций.

Мы стремимся к тому, чтобы высокосернистая нефть, сдаваемая в систему «Тат нефтью», «Башнефтью» и другими компаниями этого региона, не ухудшала качественных характеристик смеси в целом.

- Сохраняется ли, на Ваш взгляд, угроза аверса маршрута Одесса – Броды? В частности, в связи с контрактами, заключенными между Белоруссией и Венесуэлой?

- Вся история проекта аверса нефтепровода Одесса – Броды изначально в большей степени связана с политическими играми, чем с реальной экономической целесообразностью.

Действительно, Венесуэла начала продавать нефть Белоруссии. Но пока доставка происходит следующим образом: сырье разгружается в Одессе и по железной дороге транспортируется на НПЗ Белоруссии.

Если оценить экономическую целесообразность этих операций, мы обнаружим, что Белоруссия теряет по 52–58 долл. на тонне нефти по той причине, что отказывается покупать российское сырье, поступающее по трубе (пусть даже со стопроцентной пошлиной), и отдает предпочтение венесуэльскому варианту. Очевидный факт: наши западные соседи заведомо проигрывают, но в силу иррациональных причин продолжают следовать тем же курсом.

Что касается маршрута Одесса – Броды, то Украина действительно сейчас озабочена вопросом, каким сырьем его загрузить. Из Черноморского бассейна нефть туда не пойдет, поскольку привязана к давно определенным конечным пунктам назначения. А привозить нефть танкерами и переваливать в Одессе экономически просто невыгодно.

Россия активно использовала маршруты Броды – Одесса и Броды – Южный, когда у нее был недостаток экспортных мощностей. В результате ввода в строй ТС ВСТО этот дефицит резко сократился. В январе 2011-го, с началом перекачки 15 млн т нефти в Китай, он практически исчезнет. Загружать чужие порты в ущерб своим мы, конечно, не будем. Это не по-хозяйски.

- Таким образом, Россия обретает полную экспортную независимость, которая была некогда утрачена в результате распада СССР?

- С учетом недалекой перспективы запуска порта в Усть-Луге мы точно уже никак не будем зависеть от стран, по которым проходят трубопроводы, ведущие в чужие порты. Портовые мощности будем использовать только свои, даже принимая во внимание прогнозируемый значительный прирост отечественной нефтедобычи.

- А какой нефтью предполагается загрузить БТС-2?

- БТС-2 будем загружать нефтью «Дружбы», которая пока идет на Гданьск, разгрузим немного Приморск, поскольку он работает на пределе, а также снимем сырье с направлений Броды – Одесса и Броды – Южный.

Еще недавно возникающие с транзитерами проблемы могли ударить по нефтедобыче. Особенно негативные последствия это могло иметь зимой. Ведь если нефть некуда качать – надо прикручивать скважины, а так можно и месторождение загубить.

Теперь БТС-2 всегда может сыграть роль резерва. Не побоюсь такого сравнения: она, как атомная бомба, – средство сдерживания, гарантия от политического шантажа.

Например, если вдруг возникнут проблемы с прокачкой по «Дружбе», мы сможем пустить нефть по БТС-2. И хотя окружным путем, но ровно те же объемы бесперебойно будут поступать европейским потребителям.

- Известно, что в Европе некоторые круги нагнетают напряженность вокруг мнимой угрозы снятия экспортных объемов российской нефти с западного направления и переброски их на восток. Как Вы прокомментируете подобные высказывания?

- Это просто технически невозможно. Даже когда ТС ВСТО выйдет на полную мощность – 80 млн т в год (это с учетом запуска второй очереди и выхода китайского маршрута на объем поставок в 30 млн т), все равно этой пропускной способности будет никак не достаточно, чтобы поглотить весь экспортный поток. Он гораздо больше. И основная его часть по-прежнему будет идти в западном направлении.

Так что это угроза абсолютно мнимая и необоснованная. Об этом неоднократно заявляло и Правительство России, и руководство «Транснефти». Нет никакой логики в том, чтобы снимать объемы с направления, по которому мы не одно десятилетие поставляем сырье на европейские НПЗ. Это для нас самый дешевый и выгодный способ доставки нефти на перерабатывающие комплексы. Какой смысл везти морем, ставить себя в зависимость от ледовой обстановки, погоды в портах и прочих не всегда прогнозируемых факторов, если можно без проблем прокачать по трубе?

Кроме того, еще раз подчеркну, есть жесткое указание правительства: ни один НПЗ в Европе не должен пострадать. И «Транснефть» будет неукоснительно его исполнять.

Источник: «Трубопроводный транспорт нефти» от 10.11.2010



« Назад

Комментарии и мнения

26.03.12 Григорий Бирг

содиректор аналитического отдела «Инвесткафе»

Завершение строительства БТС-2 должно благоприятно повлиять на российский нефтяной сектор. Трубопровод поможет диверсифицировать пути поставки российской нефти в Европу, расширить рынки присутствия и нарастить долю на существующих рынках.


Далее »

23.03.2012 Виктор Марков

старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»

Сегодня в порту «Усть-Луга» в тестовом режиме будет отгружена первая партия российской нефти в рамках реализации проекта «Балтийская трубопроводная система – 2».
Далее »

06.03.2012 Александр Шток

директор департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International»

На сегодняшний день нефтетранспортная сеть России практически сформирована. За последние годы был проделан огромный объем работы для диверсификации нефтетранспортных потоков.


Далее »

09.02.2012 Дмитрий Сафонов

генеральный директор ОАО «МН «Дружба»

Реализовать такой грандиозный проект в сжатые сроки было очень сложно, тем более что значительная часть нефтепровода пролегает по болотам.


Далее »

ERROR
Unkown error type: [8192] Call-time pass-by-reference has been deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/kernel/kernel5.lib.php:522

ERROR
Unkown error type: [8192] Call-time pass-by-reference has been deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/kernel/kernel5.lib.php:578

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/mvc/controller/requesturi_analysis.inc.php:6

ERROR
Unkown error type: [8192] Function split() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/mvc/controller/requesturi_analysis.inc.php:15

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/mvc/controller/requesturi_analysis.inc.php:19

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/mvc/controller/requesturi_analysis.inc.php:19

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/mvc/controller/requesturi_analysis.inc.php:20

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/mvc/controller/requesturi_analysis.inc.php:20

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/mvc/controller/requesturi_analysis.inc.php:20

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/mvc/controller/requesturi_analysis.inc.php:20

ERROR
Unkown error type: [8192] Function split() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/mvc/controller/authorization_analysis.inc.php:43

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:25

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:25

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:25

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:25

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:25

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:26

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:27

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:28

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:29

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:30

ERROR
Unkown error type: [8192] Function eregi() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:31

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:38

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:39

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:39

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:40

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:41

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:42

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:43

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:44

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:45

ERROR
Unkown error type: [8192] Function ereg() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:46

ERROR
Unkown error type: [8192] Function eregi() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/system/counter.inc.php:56

ERROR
Unkown error type: [8192] Function split() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/extensions/get_tree.inc.php:85

ERROR
Unkown error type: [8192] Function split() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/extensions/get_tree.inc.php:85

ERROR
Unkown error type: [8192] Function split() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/extensions/get_tree.inc.php:85

ERROR
Unkown error type: [8192] Function split() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/extensions/get_tree.inc.php:85

ERROR
Unkown error type: [8192] Function split() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/extensions/get_tree.inc.php:85

ERROR
Unkown error type: [8192] Function split() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/extensions/get_tree.inc.php:85

ERROR
Unkown error type: [8192] Function split() is deprecated - /home/u13872/bts2.ru/www/usr/extensions/get_tree.inc.php:85